Какими навыками надо обладать, чтобы не потерять рабочее место под натиском автоматики? Или чтобы сразу найти профессию, которую машинам не потеснить? Вот десятка самых главных навыков, которые будут востребованы в 2020 году по версии авторов доклада Future of jobs.
Роботы начнут переводить лучше человека к 2024 году. Водить грузовики – к 2027 году (хотя что-то подсказывает нам, что раньше). Нужда в людях-продавцах в магазинах отпадет к 2031 году. Создавать тексты, неотличимые от произведений живого человека, роботы научатся к 2049 году, а врачевать на уровне лучших хирургов – к 2053. Спустя век, если верить ученым из Оксфорда и Йеля, автоматика сможет заменить практически всех, как говорил герой «Футурамы», «человеков».
Искусственный интеллект уже обыграл человека в Го, игру, которая считалась неприступным бастионом человеческого ума, неподвластным никакому роботу. Но нет – поражение произошло, и более того – больше игр в Го человека с машиной решено не проводить.
Какими навыками надо обладать, чтобы не потерять рабочее место под натиском автоматики? Или чтобы сразу найти профессию, которую машинам не потеснить? Вот десятка самых главных навыков, которые будут востребованы в 2020 году по версии авторов доклада Future of jobs. Не воспринимайте этот перечень как рейтинг – каждые навык и способность по-своему важны.
1. Решение комплексных задач
Это задачи по изучению сложных постоянно меняющихся систем и по управлению ими. Окружение и деятельность человека с каждым годом все больше усложняются, растет число сетей, в которых человек – активный участник: экология, политика, коммуникации и т.д. Как следствие, растет и число сопутствующих проблем, которые надо уметь решать: учитывать намерения и действия партнеров и противников, способность собирать разнообразную информацию из множества источников и принимать сразу много решений в условиях ограниченного времени. Примеры задач: от освоения детьми компьютеров и соцсетей до работы множества людей над глобальными проектами вроде «Такомака». Для 36% всей работы во всех отраслях к 2020 году способность решать сложные задачи будет необходима как основополагающий навык, говорится в исследовании.
2. Критическое мышление
Это система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему и интерпретировать его. В определенном роде это мышление более высокого уровня, позволяющее ставить информацию под сомнение.
3. Креативность
У этого навыка несколько применений. С одной стороны, творческие люди – именно те, кто смогут создавать новые технологии и находить необычное применение существующим, тем самым двигая прогресс. С другой стороны, креативные личности смогут объяснить всем остальным, зачем им нужны эти самые новые товары и услуги.
4. Управленческие способности
Управление людьми подразумевает умение мотивировать, способствовать развитию сотрудников и определять тех, кто лучше всего подходит для выполнения конкретной работы. Эта компетенция будет особенно востребована среди руководителей в энергетической отрасли и в медиа.
5. Умение работать в команде
Это умение передает привет умению №1. Из-за роста числа и объемов сетей, в которых человек – активный участник, становится критически важным уметь поддерживать работающие связи с другими участниками сетей. И делать это с пользой для себя.
6. Эмоциональный интеллект
Про важность этого навыка будущего сегодня говорят самые влиятельные предприниматели, например, глава Amazon Джек Ма. Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач – вот, что поможет эффективно конкурировать с роботами.
7. Умение оценивать ситуацию и принимать решения
Этот навык становится все более критичным не только для ситуаций, в которых где всё решают секунды, но и во вполне обыденных. Просто всё более сильную роль в бизнесе и госуправлении начинают играть «большие данные», и их грамотная интерпретация даёт преимущества – как работнику лично, так и компании или государству в целом.
8. Клиентоориентированность
Этот навык стоит на весах вместе с автоматизацией. Но – на противоположной чаше. Роботы заберут себе рутину, но человеку все равно больше по нраву общение с себе подобными – вспомните, как вас раздражает автоответчик или общение сотрудника колл-центра шаблонными фразами. Другая сфера, где в эпоху автоматизации пригодится клиентоориентированность – волонтерство, помощь другим людям. Особенно, если везде в итоге введут базовый безусловный доход.
9. Договороспособность
К 2020 году навыки ведения переговоров будут особенно сильно востребованы в специальностях, связанных с компьютерами и математикой, например, для аналитиков данных и разработчиков программного обеспечения. Этот навык также станет ключевым для работы в сфере искусства и дизайна, в том числе для дизайнеров рекламы и промышленных дизайнеров.
10. Гибкость мышления
Гибкость мышления — это способность быстро переключаться между задачами и думать о нескольких вещах одновременно. В 2015 году это вообще не было востребовано (впрочем, как говорят ученые, быть Юлием Цезарем не так уж полезно с точки зрения продуктивности). Может, в 2015-ом году не так уж и были неправы?
Запомнили? А теперь сравните этот перечень с тем, что было важно два года назад: