Профориентация 2.0: как работает «Профилум»

Вторая часть манифеста от сооснователя «Профилум» Анны Шайхутдиновой – о том, какой должна быть система профориентации будущего и какие принципы «профориентации 2.0» лежат в основе сервиса.

Профилум 2.0

Первую часть манифеста, в которой Анна рассказывает про пять главных вызовов, с которыми столкнулась команда «Профилум» при создании сервиса, и недостатки старых принципов построения траекторий развития, можно найти тут.

Итак, вот главные принципы, на которых строится работа «Профилум», умной системы выявления и развития талантов.

1. Выявление талантов, а не измерение способностей

Большинство профориентационных систем стремятся просто выявить, что у ребенка получается лучше всего и предложить под это варианты профессий.

Но с этим есть несколько проблем.

Во-первых, даже взрослый человек не всегда способен самостоятельно верно диагностировать собственные сильные и слабые стороны.

Во-вторых, такие системы по факту подгоняют решение под ответ, строя связь «получается – значит интересно». Хотя на самом деле всё может быть совсем иначе.

Моя любимая настольная книга (пока не переведена на русский) – «Создание инноваторов», которая основана на большом исследовании Гарвардского университета. Оно искало пересечения в процессах обучения и воспитания среди успешных инноваторов и предпринимателей. Выяснилось, что ключевым фактором являлись не ярко выраженные способности, а наличие живого интереса и внутренней мотивации познавать.

Именно поэтому в «Профилум» мы дали свое определение таланту. Мы считаем, что

талант – это зона пересечения способностей и интересов.

Именно эта логика и заложена в систему нашей диагностики как базовая. 

Сооснователь Профилум Анна Шайхутдинова

2. Актуальность данных 

Даже если ваша деятельность никак не связана с инновациями и технологиями, вы наверняка уже где-то видели сюжеты с заголовками и пророчествами вроде «Роботы заберут вашу работу», «5 профессий, которые скоро умрут», «Мехатроник или онтоинженер — кем будет ваш ребенок?» (мы, кстати, кстати очень любим такие статьи) и тому подобное.

И при этом зачастую, когда ребенок где-то проходит профориентационное тестирование, ему по итогам будут предложены такие «перспективные» направления полувековой давности, как бухгалтер или юрист.

Мы уверены: выдавать устаревшую информацию за «свежую» в современном мире – попросту негуманно.

Но важно понимать: даже если вы пойдете к очень продвинутому эксперту по будущему, он не сможет обозначить вам все варианты развития и, возможно, даже не сможет рассказать про тренды в конкретном регионе. Элементарно по причине того, что есть лимит данных, которые физически способен обработать человек. Давая рекомендации и советы, любой эксперт, педагог или родитель всегда исходит из своего личного опыта. А тот, увы, ограничен.

профориентация и профилум

Мы считаем, что такой

аналитикой и прогнозированием в динамике должны заниматься объективные компьютерные программы.

У них явно лучше получается работать с большими данными и выдавать прогнозы.

Развивая «Профилум», мы проанализировали два миллиона вакансий

за последние 10 лет и создали карту востребованных навыков в разрезе отраслей. А теперь учим систему прогнозировать рост спроса на навыки и знания – и поверьте, это будет бомба!

Большую часть аналитики мы сводим совместно с Агентством инноваций города Москвы: вместе с московскими работодателями определяем, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем и в какие технологии инвестируют работодатели. 

командная работа ребенка и родителя - основа сервиса Профилум

3. Семья как командная работа

Даже когда роботы и искусственный интеллект займут все достойные вакансии, а бухгалтеры, продавцы и дальнобойщики уйдут в историю, одно останется неизменным: родители будут продолжать играть первостепенную роль в определении траектории развития ребенка. Просто потому, что

родителю ребенок априори верит больше всех.

Но родитель при этом может быть как лимитирующим фактором, так и наоборот. Все зависит от готовности родителя стать инструментом развития ребенка.

В подростковом возрасте, когда большинство детей так или иначе начинают задаваться вопросом «куда поступать?», между родителями и детьми могут быть разные взаимоотношения, и не всегда все гладко. Поэтому зачастую профориентаторы и консультанты выполняют функцию медиаторов, или посредников, способных услышать обе стороны диалога и взаимно донести их точки зрения.

Мы в «Профилум» уверены:

важно, чтобы определение первых этапов профессионального развития было коллективным трудом.

Когда вы регистрируетесь в нашей системе как родитель, то затем проходите тестирование, отвечая на вопросы о ребенке – тем самым вы отражаете ваше видение ребенка. Оно может быть как близким к истине, так и не очень.

командная работа ребенка и родителя - основа сервиса Профилум

Чтобы максимально к ней приблизиться, необходимо отправить ссылку на тест ребенку. Когда он пройдет тест, в системе отразятся общие результаты: вы увидите, где ваше видение ребенка как личности совпадает с его собственным, а где расходится.

Когда то, что вы, возможно, ощущали интуитивно, приобретает четкую и ясную визуальную форму, контакт с ребенком существенно упрощается. Вы оба получаете аргументы для обсуждения траектории его развития.

Проще говоря:

кем же лучше стать, куда поступать, что учить и куда ходить заниматься после школы.

Мы уверены, что эта возможность – мы называем ее «Тестирование 360» – станет опорным пунктом для диалога и командной работы.

правильное образование - одна из основ сервиса Профилум

4. Профориентация как навык 

В современном постоянно меняющемся мире профориентация наравне с образованием становится непрерывным процессом. Поэтому

не стоит надеяться на то, что можно один раз «сводить ребенка на профориентацию» и успокоиться.

Ориентация в рынке труда – это реальный навык 21 века, который впоследствии поможет избежать множества ошибок и сэкономить время.

Мы проектировали «Профилум», исходя из шагов, которые должен предпринять человек, определяясь с планом развития – и своего, и ребенка:

  • научиться понимать и слышать себя, трезво оценивать свои сильные и слабые стороны и, главное, стремиться понять, что нравится/интересно, а что нет. Это сложно даже в зрелом возрасте, поэтому здесь очень важна роль родителя/учителя/наставника.
  • обладать актуальными данными и прогнозами по развитию индустрий. Подавляющее большинство профориентационных сервисов и экспертов этими данными не обладают, а другая часть скажет вам, что мир настолько непредсказуем, что ребенка не надо профориентировать вообще.
  • видеть связь между образованием и профессиональным развитием и уметь относиться к образованию инструментально, а не ритуально. Это, кстати, весьма положительно сказывается на мотивации ребенка. 

5. Продуктивный эксперимент c Профилум

Самый главный принцип «профориентации 2.0» – научиться продуктивно экспериментировать.

Невозможно посетить все-все экскурсии и встречи с работодателями, прослушать все лекции и попробовать все кружки и секции. Но можно осмысленно подойти к процессу эксперимента и получить максимально полезную обратную связь.

Именно поэтому в «Профилум» есть большой каталог программ дополнительного образования в разрезе профессиональных областей. Наше

тестирование определит таланты и сильные стороны и предложит курсы, кружки и секции для их развития.

Пробуйте, экспериментируйте, ищите себя – или помогайте это делать ребенку – и ваше будущее скажет вам спасибо.

Читайте также:

Профориентация в мире без профессий: как найти призвание

8 навыков, которыми подросток должен владеть к концу школы

Профессия мечты: кем россияне хотят видеть своих детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.