Всемирный банк представил свежий доклад, посвященный образованию – как в мире в целом, так и в конкретных странах. Мы изучили этот многостраничный труд и рассказываем вам самое главное.

«Планируешь на год вперед – взращивай рис. На десять лет – деревья. На сто лет – детей»
Китайская пословица
Классы без обучения
Дети могут физически ходить в школу, но по факту ничего от этого не получать. И это большая проблема для всего мира, особенно для развивающихся стран, чьи шансы на успех напрямую зависят от мозгов подрастающего поколения. Если в школе не «настоящей» учебы, дети не обретают знаний и навыков, а экономика не прирастает качественным человеческим капиталом.
Даже после нескольких лет обучения в школе миллионы детей не умеют ни читать, ни писать, ни решать простейшие математические задачи. Как итог – социальное неравенство только усугубляется. И хотя в России в целом все неплохо, каждый шестой школьник, если судить по ЕГЭ, тоже среди неуспевающих.
Статистика говорит, что в развивающихся странах дети стали сидеть за партами в 3,5 раза дольше: с 1950 по 2010 г. среднее время обучения выросло с 2 лет до 7,2 года. Но если копнуть глубже, то все не так радужно – многим не по силам даже посчитать сдачу в магазине или разобраться в выписанном рецепте.

Первые среди последних
Когда ученикам третьего класса в Кении, Танзании и Уганде предложили прочесть простейшее предложение в духе «Собаку зовут Паппи», ¾ учащихся не поняли, что оно значит. Столько же третьеклассников в Индии не осилили вычитание двузначных чисел.
Чтобы 15-летним бразильцам догнать сверстников из развитых стран по показателям математических навыков, понадобится 75 лет при нынешних темпах. А с чтением вообще беда – «гонка» займет 263 года.
Международные программы оценки грамотности и математических навыков показывают, что показатели среднего учащегося из бедной страны ниже показателей 95% учащихся из стран с высоким уровнем дохода. Проще говоря, все они – неуспевающие.
Четверть тех, кто учится прилично – по меркам своей страны (из категории «со средним уровнем дохода») – в развитой стране оказались бы среди 25% учащихся с самыми низкими показателями успеваемости.
«Этот кризис обучения – моральный и экономический, – сетует президент Всемирного банка Джим Ён Ким. – При хорошей организации образование помогает обеспечить занятость, более высокий заработок, здоровье и безбедную жизнь. Обществу оно обеспечивает ускоренное внедрение инноваций, укрепление институтов и усиление социальной сплоченности. Однако получение этих благ определяется обучением, а посещение школы без получения знаний означает упущенные возможности».
В Перу половина второклассников не смогли прочесть простейшие слова, половина третьеклассников в Никарагуа – сложить пять и шесть. Более 2/3 учеников начальной школы в развивающихся странах не способны выполнить простые расчеты с целыми числами, объяснить столбчатую диаграмму.
В странах с высоким доходом это могут почти все дети, окончившие начальную школу: 99% в Японии, 98% в Норвегии, 91% в Австралии.
Результат кризиса – низкое качество рабочей силы. Причем, у работников в принципе может быть какое-то образование, но они при этом все равно не способны к обучению. Такие люди всю жизнь работают в местах, где требуется минимум навыков чтения и счета, их заработки и мобильность крайне низки.

И что делать?
История знает примеры, когда государство как следует бралось за сферу образования, делая ее национальным приоритетом. Один из ярких примеров – Южная Корея, которая за 50 лет прошла путь от разоренной войной страны к одному из мировых лидеров. В 1995 году страна добилась полного охвата населения средним образованием.
Другой пример: в 2012 году 15-летние вьетнамские подростки на международных тестах демонстрировали тот же уровень знаний, что и их сверстники в Германии, хотя по своим доходам Вьетнам находится на гораздо более низком уровне.
В России реформа наследия советской школы (о котором мы подробно беседовали с экспертами) тоже дала определенные плоды. Так, «уровень математического образования в России вырос: в 2015 г. выпускников, которые набирали 80 и более баллов по ЕГЭ, было около 12 тыс., а в 2017 г. – около 19 тыс.», — мнение директора Центра педагогического мастерства Ивана Ященко приводит газета «Ведомости».
В целом доклад Всемирного банка рекомендует следующее:
-
Сделать из качества обучения измеримый параметр
Лишь в половине развивающихся стран существуют системы измерения качества знаний учащихся, заканчивающих начальную и первую ступень средней школы. Системы оценки достижений учащихся помогут учителям работать с учениками, будут способствовать совершенствованию управления системой и позволят сосредоточить общественное внимание на обучении.
-
Сделать так, чтобы школы работали в интересах всех детей
Здесь Банк советует обеспечить равные условия для всех, снижая показатели задержек в росте и содействуя развитию умственных способностей детей – за счет нормального питания и адекватных стимулов для детей младшего возраста. Надо, чтобы дети приходили в школу, будучи готовыми к ней. Второе – нужно привлекать талантливых людей в сферу образования и мотивировать их. Третье – применять технологии, помогающие учителям учитывать в процессе преподавания уровень подготовки учащихся, и наращивать потенциал руководства школ, в том числе их директоров. К слову, именно эту возможность школам дает технология «Профилум».
-
Мобилизовать всех, кто заинтересован в обучении
Тут Банк рекомендует объединить усилия всех неравнодушных – от людей с идеями до политиков и предпринимателей, чтобы реформа шла успешно на всех этапах – от разработки до осуществления.