Человек–«швейцарский нож»: какие навыки нужны для успеха

Сооснователь «Профилум» Анна Шайхутдинова, курирующая развитие сервиса при Лаборатории инноваций Гарвардского университета, пообщалась с Чарльзом Фаделем*, признанным экспертом в сфере образования. Рассказываем самое интересное из их беседы про навыки будущего

Навыки будущего

— Знаю, что вы можете говорить на эту тему часами, но если взять конкретно, то какие навыки вы считаете критично важными для освоения сегодня?

В моей книге я выделяю четыре измерения, в которых существуют навыки. Первое — под общим названием «Знания». То, что мы знаем и понимаем. Сюда относятся знания традиционные, вроде общей грамотности, математики и языков, и современные — например, предпринимательство, робототехника и тому подобное.

Второе — так называемые

4К-навыки: креативность, критическое мышление, коммуникабельность, кооперация (умение работать в команде).

Третье измерение включает любопытство, любознательность, внимательность, развитое мышление, этические установки, задатки лидера, смелость и так далее. Я определяют этот компонент под общим словом «Характер».

Четвертый уровень — это надстройка, метапознание. То, как мы ощущаем, проживаем действительность, как рефлексируем и, вообще, адаптируемся в окружающей обстановке с нашим багажом знаний.

Навыки будущего
                                                                                            (с)Center for Curriculum Redesign

Четыре «К» важны для личного успеха, и развивать их надо с детства. Это с одной стороны. А с другой стоит посмотреть на учебные дисциплины, которые сегодня значат больше, чем когда либо. Им не учат в школе — взять хотя бы то же самое предпринимательство. Хотя лично я назвал бы эту стезю чуть ли не главной профессией будущего — потому что всё меняется стремительно, и есть все шансы, что вы найдете применение себе там, где даже не предполагаете.

В школах также не преподают азы инженерии. Да, детей учат писать коды программ, но это пока нельзя назвать систематическим знанием.
Другой пример аутсайдеров — науки об обществе. Если мы хотим лучше понять мироустройство и научиться эффективнее решать проблемы между людьми и обществами, почему бы не начать учить детей психологии, социологии, политологии и антропологии сызмальства?

Вопросы здоровья — как психологического, так физического. Важно? Еще как! Но в современных системах образования всем подобным вещам почти не отводится времени. Я отнюдь не призываю забросить математику или иностранные языки. Разумеется, они важны. Но давайте задумаемся — действительно ли школьникам нужны познания, например, в геометрии в таких объемах и урочных часах? В тригонометрии?

Навыки будущего

Словом, в грядущем мире

нужно быть подобным швейцарскому ножу — куда бы жизнь ни забросила вас, под рукой всегда будет нужный инструмент-навык,

оптимально подходящий ситуации. Если же требуется более глубокая экспертиза и понимание проблемы, то нужно заточить инструмент и двигаться дальше.

— Ваша книга о навыках XXI века была переведена на несколько языков. Означает ли это, что набор навыков будущего, который вы описали, стандартен и подходит абсолютно всем, безотносительно страны проживания и уровня ее экономики?

Если ответить одним словом, то да. Но, разумеется, тут есть нюансы и о какой-то однородности всех людей речи не идет. С точки зрения классической пирамиды потребностей Маслоу люди не отличаются друг от друга, в какой бы стране они ни ни жили. Им присущи как удовлетворение базовых потребностей, так и более высоких, как например, самоутверждение, поиск места собственной личности в окружающем мире.

Навыки будущего

Поэтому сложно назвать эти навыки необходимыми какой-то особенной экономике — это без преувеличения навыки для жизни, необходимые всем. Другой вопрос — в какой мере и какой пропорции эти навыки должны присутствовать в личности. А это уже диктуется внешними условиями, местом работы и так далее.

Навыки универсальны, но их практическое применение всегда очень индивидуально.

Навыки будущего

— Давайте поговорим о роли современной школы в образовании детей. Достаточны ли преподаваемые там знания? Должны ли школы сразу начинать готовить к профессиям? И насколько нынешние дети вообще готовы к этому?

На мой взгляд, нужен грамотный баланс. Для школ есть риск слишком рано удариться в профподготовку. С другой стороны, почему школы должны стоять в стороне от потребностей рынков, занимаясь учебой ради учебы?

Возвращаясь к навыкам, давайте снова вспомним пирамиду потребностей Маслоу — самореализация в ней неизбежно присутствует. Но спросите любого подростка, и ни один не выдаст вам план своего развития на 30 лет вперед. Каждый скажет, что хотел бы иметь работу по душе, в соответствии с его желаниями и стремлениями.

Школа должна взрастить ребенка как цельную личность,

но не укрывая его при этом от реалий, с которыми он столкнется после школьной и институтской скамей, и держа постоянно в уме, что потребности личности всегда шире, чем список требований в вакансии будущего работодателя.

Навыки будущего

Но говоря в целом, условия для обучения и развития ребенка в наши дни несоразмерно мягче и комфортнее, чем 50-60 лет назад, когда наше поколение училось элементарно чтобы выжить, чтобы получить нормальную профессию и возможность подняться по социальной лестнице. Просто за последние десятилетия страны первого мира существенно улучшили свое благосостояние, и роль школы как поставщика знаний под экономические нужды стала забываться.

— Должна ли школа как форпост образования быть также и на передовой веяний новых профессий?

Здесь мы снова сталкиваемся с необходимостью баланса — ведь школа должна обеспечивать и безопасность детей в широком смысле слова, и вообще это массовый и консервативный институт. Поэтому ему сложно быть в авангарде прогресса, сложно резко менять парадигму — просто в силу масштабов и решаемых задач, которые из года в год были достаточно однотипны, с понятной целью: обучить, выдать диплом, приняться за новую партию учеников.

Навыки будущего

— Возвращаясь к вашей модели навыков будущего. На что вы ориентировались, когда создавали ее? Школы? Вузы?

В ее основе лежит принцип постоянного обучения человека, при котором у него всегда есть доступ к уже изученному, и всегда есть возможность подстроиться профессионально под новые реалии рынка труда. Школа здесь — только один кусочек пазла. Другой — это родители ребенка, то мироощущение, которое они в него вкладывают.

— Близок ли ваш подход чиновникам?

Я уверен, что нужна командная работа сферы образования, рынка труда и административного ресурса. Это поможет избежать ситуаций, когда довлеет только одна составляющая — например, рынку труда внезапно нужны узкопрофильные специалисты (как это случилось с бумом айтишников), а государство перманентно может страдать от дисбаланса на рынке труда и неэффективно тратить силы на борьбу с безработицей.

Навыки будущего

— В России исторически с советских времен принято уделять много вниманию профессиональному образованию учеников. Здесь есть свои проблемы, и сейчас много усилий идет на ребрендинг этой сферы, на устранение негативного флера и восприятия выпускника школы с рабочей профессией как неудачника. Как по вашему, а высшее образование — плюс или минус? Недостаток или роскошь? А профессиональное образование?

Это вопрос пропорций — мы снова возвращаемся к балансу. В Швейцарии чиновники, например, начинают нервничать, когда доля граждан с высшим образованием приближается к 25% — встает вопрос, смогут ли они найти потом работу по специальности. (В России порядка 85% выпускников школ поступают в вузы, а высшее образование имеют более 50% граждан страны — прим. ред.).

Навыки будущего

В США другая картина — там вузы экстремально дороги. И в 19 лет человеку сложно понять, зачем влезать в гигантские долги ради учебы, когда мир вокруг так прекрасен.

Когда в стране, как в России, высшее образование бесплатно или чересчур доступно по цене, лучше подумать, а нужно ли оно?

Не лучше ли действительно получить востребованную рабочую специальность и развиваться в ней? С одной стороны мы имеем переоцененное высшее образование и недооцененное профессиональное.

— Что вы думаете насчет модели в будущем, когда не будет профессий как таковых, а каждый будет по сути продавать себя как набор конкретных навыков?

Да, такой сценарий вполне возможен. И заметьте — мы снова в этой ситуации приходим к важности обладанием навыков категории «четыре К» — как минимум, чтобы убедить работодателя нанять именно вас, вам потребуется та самая коммуникабельность. А еще — чтобы для начала вообще найти работодателя или заказчика.

В то же время я не верю в мир, состоящий исключительно из самозанятых.

По той причине, что самоотдача и мотивация временного наемного работника слабее, чем корпоративного, усиленного тимбилдингами, курилками и кофе с коллегами. Идеал — это грамотный микс удаленщиков и фултаймеров.

Навыки будущего

— Каков ваш прогноз относительно мира ближайшего будущего? Искусственный интеллект победит и заменит всех людей на роботов?

Я полагаю, что чем больше прогрессируют машины и чем больше забирают себе рабочих мест, тем лучше человечество становится подготовленным. Возникает больше понимания, что машине по силам, а что нет; в чем человек ее превосходит. Без этого

нас ждут социальные потрясения: если 20-30 % населения безработны, то у них не просто пропадают средства к существованию — у них пропадает вообще всякая уверенность в своих силах.

Поэтому задача государства — держать руку на пульсе и мягко перевести людей в дивный новый мир.

Навыки будущего

— Как это соотносится с тем, что по статистике человек перестает учиться после 25 лет? Исключая корпоративные программы повышения квалификации, курсы иностранных языков и т.д. В то же время возникает проблема «лишних людей», или «людей в нагрузку» — когда государство старается дать работу каждому, даже если в этом нет большой необходимости, и таким людям просто не нужно какое-то дополнительное обучение и навыки для будущего в принципе.

Предложить им стать предпринимателями — одна часть решения проблемы, без государства — или воли руководства частной компании — тут не обойтись. Ведь не каждому дано проявить себя именно в этом. Придется так или иначе переучивать людей и помогать.

Профориентация в мире без профессий

Что касается конкуренции человека и машины, то пока еще чтобы сделать одного робота требуется множество самых разных специалистов-людей: от дизайнеров до инженеров и айтишников. Но надо четко понимать, что те профессии, которые роботы «съедят», отнюдь не тождественны новым профессиям — ни по качеству, ни по количеству. Не говоря уже о том, что под сокращение отправятся по большей части люди старшего возраста, всю жизнь занимавшиеся одним и тем же, им будет чрезвычайно трудно адаптироваться к новым реалиям.

* Чарльз Фадель — основатель и руководитель организации Center for Curriculum Redesign, занимающейся выявлением актуальных навыков для экономики будущего и адаптации системы образования под вызовы ближайших лет. Автор книг «Четырехмерное образование» и  «Навыки XXI века». Последняя переведена на дюжину языков мира и готовится к публикации на русском языке. Преподаватель курса «Обучение человека в эпоху AI» в Гарвардском университете. Входит в рабочие группы PISA и совет OECD. 

** Статистика в иллюстрациях, кроме трёх первых, приведена из доклада «Россия 2025: от талантов к кадрам».

Как получить востребованную профессию и где учиться? Пройдите бесплатный тест «Профилум»— сами и с ребенком — и узнайте!

Читайте также:

Профориентация в мире без профессий: как найти призвание

8 навыков, которыми подросток должен владеть к концу школы

Профессия мечты: кем россияне хотят видеть своих детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.