В новой книге «Стать выдающимся: что наука говорит про воспитание успешных детей» авторы дают рекомендации, как вывести шесть навыков — и ребенка, и ваши собственные — на качественно новый уровень. Рассказываем главное.
«Почему светофор цветной?»
Когда ребенок задает подобный вопрос, у вас есть несколько вариантов. Вы можете:
- Отмахнуться: «По кочану» или «Много будешь знать — скоро состаришься»,
- Дать готовый классический ответ: «Красный — стой, зеленый — иди»,
- Предложить ребенку дать свою версию и помочь ему наводящими подсказками.
Какой вариант лучше, думаем, очевидно. Но даже у самого внимательного родителя не всегда найдутся силы и терпение вести себя правильно — соблазн первого варианта ответа крайне велик.
В новой книге «Стать выдающимся: что наука говорит про воспитание успешных детей» авторы Кэти Хирш-Пасек и Роберта Голинкофф дают рекомендации, как вывести шесть навыков — и ребенка, и свои собственные — на качественно новый уровень.
Кэти — профессор Университета Темпл и старший научный сотрудник Института Брукингса, знает, о чем говорит. Психолог с многолетним опытом, как и ее коллега-соавтор Роберта Голинкофф из Университета штата Делавэр, она сравнивает проблему работы с детьми с изменением климата:
«То, что мы делаем сегодня, будет иметь значение через 20 лет. И ошибки будут чреваты непригодной окружающей средой».
Мы живем в безумное время, и родители обычно крайне обеспокоены будущим своих детей. Из каждого утюга на них сыпятся догмы о том, что их ребенок должен набрать как можно больше баллов в том или ином тесте (привет, ЕГЭ). Но как показывает практика, это совершенно не гарантирует потом работы мечты. Но главное — не гарантирует, что ребенок вырастет «приличным человеком».
Адепты школьного прилежания из 19 века, увидев нынешние классы, были бы неизменно довольны: все, как и тогда, — за партами, внимают учителю и его мудрости на доске.
Да, мы все еще учим детей делать то, что компьютеры уже делают лучше. Но машины вряд ли превзойдут человека в социальных навыках. Поэтому нам нужно изменить отношение к понятию успеха — как в стенах школы, так и за их пределами, уверены авторы книги.
Ключевые навыки
Вот они:
- Сотрудничество
- Общение
- Контент
- Критическое мышление
- Творчество
- Уверенность
Умение сотрудничать — главный и основной навык. Оно необходимо, когда нужно поладить с другими, контролировать свои эмоции — дабы не решать любой спор силой; создавать сообщества, работать с разнообразием мнений и культур. Все, что происходит в классе или дома, должно строиться на этом фундаменте.
Общение, или коммуникация — следующая ступень. Вам не с кем будет сотрудничать, если не с кем общаться. Этот навык включает в себя устную и письменную речь и крайне важное умение слушать и слышать собеседника.
Контент построен на коммуникациях. Вы ничему не научитесь, если не научились понимать язык или читать.
Критическое мышление зависит от контента: вы не можете перемещаться в массе информации, если у вас нет ориентиров.
Творчество подразумевает привнесение чего-то нового. И здесь требуются знания. Иначе вы будете просто обезьяной, швыряющей краску на холст. Тут работает правило 10 тысяч часов: чтобы создать что-то новое, изобрести что-то, необходимо иметь базу.
Менделеев, говорят, увидел свою таблицу во сне, но это была лишь упорядоченная структура — без базовых знаний об элементах нечего было бы и структурировать. Хоть во сне, хоть наяву.
И, наконец, уверенность: у вас и/или у вашего ребенка должна быть уверенность в своих силах, чтобы разумно рисковать, выходить за рамки. Все великие когда-то ошибались, но имели внутреннюю силу встать и пойти дальше к цели.
Внутри каждого навыка
Авторы выделяют четыре подуровня в каждом. Возьмем для примера критическое мышление.
Информация удваивается каждые 2,5 года, а число источников растет, особенно с появлением социальных сетей. Поэтому нужно знать, как отсеивать ненужное и чему доверять.
Первый: принимать всё на веру.
Второй: понимание того, что правды различаются, и есть несколько точек зрения.
Вам говорят: «Колумб открыл Америку». Но что значит открыл? Ведь тут уже жили индейцы — они что, открыли сами себя? Здесь и начинается критическое мышление.
Третий: мнения. Фраза «как известно» часто используется в спорах. Но «как известно» кому? Надо четко понимать, что есть мнения конкретных персон, в большей или меньшей степени заслуживающих доверия.
Четвертый: доказательства и сомнения в поиске истины. Критическое мышление — именно то, что приводит к научным прорывам в любой области.
Развитие критического мышления в ребенке, как уже понятно, не допускает варианта ответа «по кочану» на его вопросы. Наоборот, поощряйте его задавать больше вопросов — это в том числе поможет ребенку понять, как мыслят другие люди.
Например, увидев бездомного, обсудите с ребенком: как ты думаешь, каково ему? Что у него в голове, чем он озадачен, что чувствует?
Обозначьте чужую точку зрения, поместите в нее ребенка — это поможет ему или ей понять, что вещи и люди зачастую оказываются не тем, чем кажутся (простите за каламбур).
Развить навыки в себе
Один из главных посылов книги — призыв к родителям увидеть описанные выше навыки в себе и максимально развить их.
Подумайте, когда вы собираете утром ребенка в сад или в школу — торопите и понукаете его — на каком подуровне навыка «сотрудничество» вы находитесь? На первом — «Сам себе хозяин» — или на втором, «Плечом к плечу»? Скорее всего, на первом — вы хотели добиться желаемого любой ценой: авторитетом, силой, чем угодно.
Дайте ребенку больше свободы и самостоятельности (заложив на это чуть больше времени, чем обычно): например, пусть он сам выберет себе одежду на день — и не забивайте голову сочетанием цветов, полосок и узоров. Встройте подобное взаимодействие в вашу повседневность — результат будет того стоить.
И что немаловажно — это не будет стоить вам ни рубля.
Читайте также: